Конно-спортивная школа

Наш адрес: Нижегородская область, Перевозский район, посёлок Центральный, конный завод.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЕ В ШКОЛЕ СДЮСШОР

1. Седлание и взнуздывание.

Сведения о седле, трензельном и мундштучном оголовье, а также о лошади учащиеся получают на теоретическом занятии. После этого упражняются практически в надевании оголовья.

2. Посадка на лошадь, слезание, прыжок в седло, спрыгивание.

Поднимание вверх является наименее беспокоящим способом посадки на лошадь. Поэтому детей и подростков, для которых посадка в седло из-за их роста еще представляет трудность, нужно всегда поднимать на лошадь. Во время отталкивания всадника правой ногой помощник поднимает его левую ногу так, чтобы всадник мягко опустился в седло. Помощник помогает взять левое стремя, разворачивает его наружу. Если лошадь при поднимании всадника не стоит спокойно, помощник берет ее левой рукой за щечный ремень оголовья и держит, а правой рукой, которая охватывает согнутую голень, поднимает ногу всадника. Если всадник не хочет, чтобы его поднимали на лошадь, помощник оказывает ему поддержку тем, что, зайдя с правой стороны лошади, правой рукой захватывает щечный ремень, а левой берет путлище и тянет его вниз, как противовес тяжести садящегося всадника. Когда всадник сядет, он помогает ему взять стремя. Помогающий никогда не должен браться за повод, он всегда держит лошадь за щечный ремень. Если всадник взял в руки поводья, никто другой не должен больше вмешиваться в правление поводом (за исключением необходимого предотвращения несчастных случаев!).

При посадке на лошадь, как правило, не бывает помощников. Поэтому всадник должен уметь садиться самостоятельно и притом одинаково хорошо, уверенно и быстро с обеих сторон. Начинающие должны с самого начала научиться делать это правильно.

Правильная посадка имеет огромное значение. Она является необходимым условием правильного воздействия на лошадь и основой совершенствования в верховой езде. Вот почему обучение посадке играет наиважнейшую роль в первоначальной подготовке всадника. Опытные конники также нуждаются в систематическом исправлении посадки.
Также правильная посадка зависит от телосложения всадника и лошади, поэтому нельзя дать стандартной схемы посадки. Решающей является выработка глубокой, согласованной с движениями лошади прочной посадки. Преподаватель выявляет правильную индивидуальную форму посадки и учит всадника находить ее.

3. Выработка посадки.

Занятия с начинающими на корде дают им возможность относительно быстро освоить технику езды верхом. Надо помнить основное правило: короткие, но более частые упражнения лучше, чем длительные уроки верховой езды, во время которых нередко наблюдается судорожное сокращение мышц.

Все новички должны систематически обучаться на корде, пока не достигнут непринужденной и гибкой посадки на лошади, идущей рысью и галопом, настолько освоят посылающие и удерживающие средства управления, то смогут самостоятельно ездить на своей лошади шагом и рысью.

Наряду с таким обучением посадке надо приучать спортсменов во время пауз в работе на лошади самостоятельно выполнять специальные гимнастические упражнения для конников.

Важнейшим аспектом в занятиях является поддержание радостной атмосферы, ощущения успеха, продвижения вперед, постоянное поддержание у занимающихся веры в свои силы, раскованности, смелости. Чтобы поддержать интерес и вызвать воодушевление уроки строятся разнообразно. Во время работы на корде это достигается постановкой перед спортсменами новых задач.

Урок на корде по построению сходен с групповым занятием гимнастикой, когда каждый спортсмен несколько раз вызывается для выполнения отдельного упражнения или комбинации. При этом время выполнения упражнения одним спортсменом вначале не превышает 5-6 мин., и только постепенно оно доводится до 15 мин. Для лучшего использования времени рекомендуется обучить некоторых старших или более опытных спортсменов действиям кордового и заниматься одновременно на нескольких лошадях.

При выработке посадки продвигаются вперед «от ступеньки к ступеньке» и только постепенно достигают оптимальной индивидуальной формы посадки. Обучение на корде имеет то преимущество, что всадник полностью сосредоточивает внимание на своей посадке, не отвлекаясь на управление лошадью.

Необходимо следить, чтобы ни в коем случае не появлялось судорожного напряжения. Если это проявится, сокращается темп работы или проводятся дополнительные упражнения. У детей непринужденную, гибкую посадку можно выработать за 30-40 уроков, у молодых спортсменов и взрослых для этого достаточно 20-30 занятий.

Непринужденная, гибкая посадка является основой дальнейшего совершенствования всадника. Если это не достигнуто, расширение программы занятий лишено смысла. Вот почему выработке посадки посвящается относительно много времени, которое впоследствии компенсируется более быстрым продвижением вперед.

4. Средства управления лошадью и их применение.

Средства управления должны передавать лошади волю всадника путем сигналов, значение которых усваивается ею во время первоначальной подготовки. Необходимым условием успеха в этом является применение для одинаковой цели всегда абсолютно одинакового способа. Все средства управления состоят из согласованного воздействия весом тела всадника, шенкелями и поводьями. Отдельные воздействия не приводят к успеху. Все три вида воздействия должны, хотя и не с одинаковой силой, участвовать в возникновении сигнала. Роль, которую выполняют при этом отдельные воздействия, зависит от цели их применения.

Напряжение поясницы составляет основу побуждения лошади к началу движения, его замедлению и к остановке. Без напряжения поясницы немыслимо правильное управление лошадью. Воздействия, идущие от шенкелей и поводьев, согласовываются только в том случае, если одновременное воздействие поясницы устанавливает непосредственную взаимосвязь между ними (объединительная функция поясницы).