История Агроплемконезавода «Перевозский»

Агроплемконезавод «Перевозский» – один из старейших в Нижегородской области. Частные конюшни на территории нынешнего поселка Центральный были созданы еще в 1844 году. Принадлежали они братьям Ладынежским. Выращенные здесь орловские рысаки считались одними из лучших в России. В 1918 году на базе этих конюшен было создано госхозяйство.

Перевозский конный завод поначалу активно развивался. В 1926 году был построен большой конный манеж, а в 1928 году в селе Перевоз была организована волостная выставка коней. В 1930 году началось строительство новых конюшен. Но в том же году хозяйство было признано убыточным, и Перевозский конезавод вошел в состав конезавода №22, расположенного в селе Ветошкино (Гагинский район).

Только спустя 14 лет, в 1944 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, был образован Перевозский конезавод №151. Решение возродить конный завод на прежнем месте было обусловлено, в том числе, тем, что в октябре 1941 года в Перевозский район были эвакуированы породистые лошади, находящиеся на Всесоюзной выставке в Москве и в конюшнях Прилепского конного завода (Тульская область). Вскоре здешний табун насчитывал 700 голов. Так как в Перевозе оказалось сконцентрировано основное поголовье лошадей, здесь и началась новая жизнь конезавода.

Развитию коневодства в районе способствовало наличие профессиональных зоотехников, таких как, например, Петр Петрович Пугачев. В ноябре 1943 года за успехи в данной области Перевозскому району впервые в истории было присвоено Красное знамя. Наконец, в крестьянских хозяйствах района издревле выращивались лошади.

15 марта 1944 года директором нового завода был назначен Петр Петрович Пугачев, а 1 апреля 1944 года заводу были переданы: 1044 га земли, в том числе 780 га пашни и 75 га сенокосов, а также 50 га лесных угодий. Из села Ветошкино были перегнаны 40 племенных кобылиц с молодняком и 26 рабочих лошадей. Именно эта дата считается днем рождения конезавода.

Первоначально «Перевозский конезавод» специализировался на разведении русской рысистой породы лошадей, выведенной в 1934 году в результате скрещивания американских рысаков с орловскими рысаками. Русские рысистые с Перевозского конного завода традиционно участвуют в конно-спортивных соревнованиях, которые проходят в Москве, Ульяновске, Казани, и завоевывают призовые места. Высококлассная кобыла русской рысистой породы Серенада входит в десятку лучших лошадей России.

Позднее на Перевозский конный завод завезли вновь выведенную породу советских тяжеловозов, полученных путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей (брабансонов) с очень крупными лошадьми упряжного типа. Советские тяжеловозы – самая массивная разновидность тяжеловозов, крупнее владимирских и русских, жеребцы достигают массы до 1000-1100 кг, взрослые кобылы под 800-900 кг. Они применяются для перевозки грузов и пассажиров, при выполнении сельскохозяйственных работ, а также для улучшения породы.

В настоящее время Перевозский конный завод — единственный конезавод в России, где эта порода сохранилась в наиболее чистом виде. Общее поголовье составляет более 200 голов.

Лошади Агроплемконезавода «Перевозский», в том числе жеребцы советской тяжеловозной породы Орс и Эрмитаж, а также кобыла советской тяжеловозной породы Фанфара, по итогам общероссийских и международных выставок, таких как «Эквирос» и «Иппосфера» признаны лучшими тяжеловозами России.