Агроплемконезавод "Перевозский": вчера, сегодня, завтра

Перевозский конезавод был создан в 1918 году на базе частных конюшен, которые принадлежали, в том числе, братьям Ладонежским и известному изобретателю Ивану Ивановичу Орлову. Первоначально конезавод специализировался на разведении коней рысистой породы, а после 1952 года сюда завезли советских тяжеловозов. В настоящее время данная порода в наиболее чистом виде сохранилась только на двух конезаводах – Агроплемзавод «Перевозский» и «Починковский конный завод».

Из истории Перевозского конезавода

Перевозское госхозяйство, образованное в 1918 году, поначалу активно развивалось. В 1926 году был построен большой конный манеж, а в 1928 году в селе Перевоз была организована волостная выставка коней. В 1930 году Перевозский конезавод вошел в состав конезавода №22, расположенного в селе Ветошкино (Гагинский район).

Спустя 14 лет, в 1944 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, был образован Перевозский конезавод №151. 15 марта 1944 года директором нового завода был назначен Петр Петрович Пугачев, а 1 апреля 1944 года заводу были переданы: 1044 га земли, в том числе 780 га пашни и 75 га сенокосов, а также 50 га лесных угодий. Из села Ветошкино были перегнаны 40 племенных кобылиц с молодняком и 26 рабочих лошадей. Именно эта дата считается днем рождения конезавода.

С первых дней своего существования завод начал работать как многопрофильное хозяйство. Помимо лошадей, на заводе выращивались коровы швицкой породы (датская молочная порода, известная своими высокими удоями). На принадлежащих конезаводу землях, кроме фуражного зерна и кормовых трав, выращивалось зерно, применяемое в хлебопечении.

Несмотря на то, что специалисты конезавода старались развивать все направления деятельности, особое внимание уделялось выращиванию зерна и изготовлению коровьего молока. С 1976 года завод занимается семеноводством зерновых, а с 1984 года – выращиваем картофеля. В этот время на конезаводе насчитывается 300 голов племенных лошадей и около 1300 коров.

В начале 1980-х годов поголовье племенных кобыл было малочисленным: всего лишь 30 рысистых лошадей и 23 тяжеловозных. Однако за десять лет удалось увеличить численность племенных лошадей до 45 рысистых и до 50 тяжеловозных.

По словам сотрудников Перевозского конезавода, еще в 2002 году маточное поголовье лошадей на заводе насчитывало всего 38 советских тяжеловозов, а по данным на 2008 год, в конюшнях завода находилось порядка 70 кобыл, которые были привезены из Починковского и Мордовского конезаводов. Кстати, по мнению зоотехников, советские тяжеловозы Починковского завода отличаются наиболее ярко выраженной породностью.

«Богатырские кони» для современной жизни

Порода «советский тяжеловоз» была выведена путем скрещивания бельгийских рабочих лошадей-брабансонов с местными лошадьми упряжного типа. Брабансон − это порода крупных, массивных тяжеловозов, которая происходит от местной бельгийской лошади, известной с глубокой древности и претерпевшей в процессе исторического развития большие изменения в своем типе − от мелкой широкотелой верховой лошади первых веков нашей эры к рыцарской лошади средних веков и, наконец, к современной тяжеловозной лошади.

Одна из важнейших характерных особенностей лошадей бельгийской тяжеловозной породы заключается в их способности очень устойчиво передавать свой тип потомству при скрещивании с другими породами. Это качество, а также скороспелость, добронравие и относительная неприхотливость к условиям кормления и содержания обеспечили популярность породы в Западной Европе. В Россию брабансоны были завезены во второй половине XIX века.

В связи с незначительным количеством введенных брабансонов, на конезаводах зачастую практиковалось скрещивание брабансонских жеребцов с крупными кобылами упряжного типа. Постепенно в Починковском конном заводе Нижегородской области был создан большой массив лошадей тяжеловозного типа, которые отличались от выводных брабансонов большей подвижностью и меньшим размером. Новая оригинальная порода тяжеловозов получила официальное признание в 1952 году.

Советские тяжеловозы обладают крепкой конституцией и спокойным характером. В этой породе преобладают лошади рыжей и рыже-чалой масти, реже встречаются гнедые и гнедо-чалые. Средняя масса породистых жеребцов – 891 кг, кобыл – 701 кг, однако вес некоторых коней достигает 1000 кг.

Лошади этой породы отличаются богатырской силой и выносливостью. В 1950-е годы трудно было даже представить, что одна лошадь может подобно трактору или грузовику везти многотонный груз на расстояние более чем 200 метров. Поэтому число посетителей павильона «Коневодство» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1954-1959 годы никогда не уменьшалось, ведь там демонстрировались легендарные жеребцы из Починсковского района: Жребий, который вывез груз весом 16274 кг, и Сатир, вывезший груз весом 15453 кг. Лошади данной породы весьма подвижны: тот же самый Жребий пробегал рысью 2 км с возом в 1,5 т за 5 минут 30 секунд со скоростью 21-22 км/ч.

В результате в середине ХХ века, несмотря на то что, что механизация сельхозпредприятий шла активными темпами, всерьез рассматривалась возможность применения новой породы в качестве альтернативы тракторам и «буханкам». Поговаривали даже о том, что неплохо бы приобрести таких лошадей для небольших хозяйств, в которых нерентабельно применять технику. Советский тяжеловоз, запряженный в телегу, может, к примеру, довезти обед сотрудникам сельхозпредприятий из столовой или продукты в деревенский магазин из соседнего села. К сожалению, в большинстве случаев, дальше разговоров дело не пошло.

Конечно же, современные тяжеловозы уже установили новый рекорд по всем показателям: 15-16 т теперь доступны практически каждой лошади, а многим – до 20 т и более. Замечательными качествами советских тяжеловозов являются неприхотливость к условиям содержания, способность полноценно использовать дешевые грубые, сочные и объемистые корма. Благодаря спокойному и уравновешенному темпераменту советский тяжеловоз послушен в работе, и поэтому с ним могут легко управляться дети, женщины и пожилые люди.

В последнее время отмечается спрос на советских тяжеловозов, как в России, так и за рубежом. Для многих фермерских хозяйств выгоднее держать лошадь, чем механические средства, особенно в условиях постоянно растущих цен на топливо. Кроме того, специалисты утверждают, что по проходимости тяжеловоз ничуть не уступает трактору, а иногда и превосходит его.

О современной ситуации на ОАО Агроплемконезавод «Перевозский» согласилась рассказать заместитель генерального директора Агрохолдинга «Нижегородский» Елена Викторовна Кондратьева

- Елена Викторовна, сколько лошадей сейчас находится на конезаводе?

- Вместе с жеребятами 182 лошади, в основном, советской тяжеловозной и русской рысистой породы.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее об условиях их содержания и кормления.

- Летом, в хорошую погоду, например, как сейчас (25 августа было тепло и солнечно) практически все кони пасутся на лугу. На ночь, естественно, все лошадки возвращаются в денники. В зимний период времени днем лошади отправляются на прогулку, потом в обед возвращаются в конюшни, а во второй половине дня опять гуляют на свежем воздухе, если позволяют погодные условия. В сильные морозы – остаются в деннике. Основной их рацион – овес и сено, в качестве подстилки используется солома.

- В начале мая на XIV Международной конной выставке «Иппосфера-2012» абсолютной чемпионкой среди лошадей тяжеловозной породы стала Фанфара. Не могу не спросить о ее дальнейшей судьбе.

- После своего триумфа Фанфара вернулась на конезавод. В данный момент она пасется вместе с остальными лошадьми. Но не исключено, что если будут еще проводиться подобные мероприятия, наша чемпионка примет в них участие.

- Ведется ли подготовка к аукциону, который планируется провести в октябре текущего года?

- Разумеется. Хотелось бы обратить внимание, что подготовка к аукциону включает в себя не только заботу о внешнем облике лошадей. За лето многие лошади, как правило, отвыкают ходить под седлом или ездить в упряжи. Поэтому нужно помочь им вспомнить необходимые навыки.

- Для каких целей сейчас покупают лошадей?

- Советский тяжеловоз – уникальная порода, которую можно использовать в различных отраслях сельского хозяйства. Так что точно сказать сложно. Например, частные конезаводы, расположенные в степной зоне России, приобретают наших лошадей для улучшения мясной и молочной породы. Представители сельхозтоваропроизводителей из Китая – для работы в поле и перевозки грузов.

- Что, по Вашему мнению, необходимо для развития коневодства в Нижегородской области?

- В первую очередь, нужно, чтобы на конезавод приходили ответственные люди, которые любят лошадей и которым нравится их профессия. Конечно же, на первых порах, новые сотрудники проходят обязательное обучение под руководством опытных конюхов, а потом мы постоянно контролируем наших работником, помогаем, подсказываем, разъясняем. У каждой лошади свой характер, и полного взаимопонимания с ней можно добиться лишь спустя несколько лет. Работа конюха тяжелая, но интересная. Поэтому многие уходят, проработав несколько дней. Зато те, кто остается, знают, что они не ошиблись с выбором профессии.

Алена Красильникова

При подготовке статьи использовались материалы путеводителя по Перевозскому району, статьи И. Сорокиной, опубликованной на сайте www.ruhorses.ru, и статьи О. Милько и И. Сорокиной, опубликованной в журнале «Коневодство и конный спорт»

Статья опубликована в №41 газеты «Для будущего» от 13 октября 2012 года