Лошади — в кадре!

На пастбищах Перевозского конезавода снимается кино…

…Жаркое лето 1907 года. По Волге на пароходе плывет молодой поручик. Вдруг он видит, что несколько крестьянских ребятишек-пастухов загоняют в воду для купания табун лошадей…

Эта трогательная картина повторилась холодным и дождливым днем 1 сентября 2012 года. На берегах реки Пьяна снимался эпизод фильма Никиты Сергеевича Михалкова «Солнечный удар». Главными героями сюжета стали лошади Перевозского конезавода и сотрудники Корпорации САНТИМИР, а в качестве главного организатора съемочного процесса выступила генеральный директор ООО «Ревезень» Кондратьева Елена Викторовна.

Фильм о дореволюционной России

«Сюжет фильма основан на двух произведениях Ивана Алексеевича Бунина – рассказа «Солнечный удар» и дневников писателя «Окаянные дни». Сложно себе представить два более непохожих друг на друга произведения», – рассказала Светлана Платонова, ассистент режиссера по подбору материала для фильма, второй режиссер Second Unity (группы, которая снимает дополнительные материалы для фильма).

Со Светланой сложно не согласиться. «Солнечный удар» – история любви молодого офицера и прекрасной незнакомки. Они встретились на пароходе, плывущем по Волге. Остановились на одну ночь в уездном городе, а на следующее утро незнакомка уехала, так и не сказав своего имени и адреса. Единственное, что знал о ней поручик, что в одном из приволжских городов ее ждут муж и трехлетняя дочка. Больше он ее никогда не видел, но долго сожалел об утраченном счастье.

«Окаянные дни» – воспоминания Ивана Алексеевича Бунина о трагических событиях революции 1917 года и Гражданской войны. В своих дневниках день за днем писатель рассказывает о том, как рушатся моральные устои, которые еще вчера казались незыблемыми, и как уходит в небытие целая эпоха русской истории. «Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…», – пишет Иван Алексеевич.

«Дореволюционный мир во всем его многообразии смогут увидеть зрители фильма, – подчеркнула Светлана Платонова. – Мы очень много работали с художниками по реквизиту и с художниками-постановщиками, чтобы максимально подробно воссоздать картины крестьянского быта того времени».

Перевозский конезавод – идеальное место для съемок

По словам Светланы Платоновой, сцена с купанием лошадей выбрана не случайно. В дореволюционной России лошади являлись основным средством передвижения и перевозки грузов. Вследствие грозных событий ХХ века российскому коневодству был нанесен значительный урон. Историки отмечают, что в ходе Гражданской войны погибло около 3 млн. лошадей, в результате Великой Отечественной войны – еще 8 млн. Механизация сельскохозяйственных предприятий, которая была проведена в 1955-1965 годах, привела к тому, что численность лошадей в Нижегородской области сократилось почти вдвое.

В настоящее время всадника на коне или лошадь, запряженную в телегу, можно встретить только во время проведения праздничных мероприятий. Или, к примеру, на Перевозском конезаводе.

«Пастбища Агроплемконезавода «Перевозский» для съемок эпизода с купанием лошадей были выбраны не случайно, – обратила внимание Светлана Платонова. – Здесь совпало все: и красивый спуск к реке, и возможность задействовать в съемках целый табун лошадей». Ни с тем, ни с другим проблем не возникло: река Пьяна известна живописными ландшафтами, а Перевозский конезавод славится на всю Россию быстрыми рысаками и выносливыми советскими тяжеловозами. К слову сказать, сохранить советскую тяжеловозную породу в первозданном виде удалось только на двух конезаводах, расположенных в Перевозе и в Починках.

Съемки – дело непростое

Неприятный сюрприз преподнесла погода: с утра 1 сентября моросил непрекращающийся осенний дождик. К обеду дождь прекратился, но все небо было затянуто свинцово-серыми тяжелыми тучами. Холодный пронизывающий ветер и сравнительно низкая температура воздуха – около 8-9ºС – совершенно не располагали к купанию. Но других вариантов не было.

По замыслу режиссеров, лошади должны были зайти в реку с противоположного берега, постоять в воде и вернуться на берег. Для этого табун (порядка 140 лошадей русской рысистой и советской тяжеловозной пород) нужно было переправить через реку. Первыми на тот берег верхом переправились сотрудники Перевозского конезавода: Екатерина на Аметисте и Вячеслав на Гансе, попутно обследовав брод, чтобы выбрать оптимальный для движения табуна маршрут.

Сама по себе переправа для коней проблемы не составляла – именно по этому маршруту их обычно отгоняют для выпаса на дальние поля, однако лошадям, по понятным причинам, в воде было неуютно, и они как можно быстрее старались выйти на сушу.

До начала съемок лошадей отправили пастись на луг. В это время специалисты съемочной группы начали монтаж 25-метровой вышки (одной из самых высоких в России), на которую была закреплена видеокамера. Подобное оборудование позволило снять сцену купания лошадей с высоты птичьего полета. Работы по монтажу заняли примерно два часа. Параллельно готовили к работе мини-вертолет со встроенной видеокамерой для пробной съемки.

Сотрудники Перевозского конезавода, которые должны были загнать лошадей в реку, были одеты в костюмы крестьян начала ХХ века: рубахи-косоворотки и штаны-порты. Первоначально предполагалось, что «крестьяне» будут простоволосые и босиком, но, учитывая погодные условия, им подобрали подходящие сапоги и кепки-картузы. В итоге наши ребята стали напоминать главных героев фильма «Неуловимые мстители».

Перед началом пробных съемок табун лошадей был вновь переправлен на противоположный берег Пьяны. Во время пробных съемок свою задачу лошади (с помощью наездников) выполнили блестяще: зашли в воду, якобы для купания, немного в ней побыли и вернулись на берег, хотя замерзли при этом основательно и были слегка напуганы звуком и внешним видом съемочного вертолета.

Чтобы дать лошадям отдохнуть и согреться, было принято решение сделать перерыв, а после перерыва снять окончательный дубль с помощью автовышки. Спустя четыре часа после «купания», была предпринята попытка загнать табун в воду. Но не тут-то было. Как пояснили сотрудники Перевозского конезавода, обычно в это время суток кони возвращаются с пастбищ домой. Поэтому лошадкам совершенно не хотелось лезть в ледяную воду и переправляться на тот берег. И только благодаря мастерству и профессионализму специалистов ООО «Агрохолдинга «Нижегородский» удалось убедить лошадей «искупнуться» еще раз.

Все, присутствующие при съемках эпизода, убедились в том, что съемки фильма – сложная работа, которая требует терпения и выдержки. Но результат того стоит. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на получившиеся кадры: табун красавцев-коней, поднимая тучи брызг, мощной лавиной входит в серебристо-серую реку, а потом, также эффектно, отряхиваясь и фыркая, возвращается на берег.

Алена Красильникова

Статья опубликована в №36 газеты «Для будущего»от 8 сентября 2012 года

Фото- и видеорепортаж со съемок эпизода фильма опубликован в Фотогалерее и Видеогалерее