Верный друг человека на все времена

Еще наши прадедушки и прабабушки не мыслили себе жизнь без лошадей, которых можно было встретить повсюду – и в городе, и на селе. В современном мире человек привык по максимуму использовать возможности техники, хотя, может быть, в ряде случаев было бы целесообразным обратиться к опыту наших предков. Ведь гужевой транспорт – самый экологичный. А по проходимости он не уступает мощным тракторам.

Для каких целей сейчас люди приобретают лошадь, и по каким критериям ее оценивают? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проанализировали объявления о покупке лошадей, опубликованные в Интернете.

Первое, что бросается в глаза при анализе данных объявлений, – предложение намного превышает спрос: объявлений о продаже лошадей и коней намного больше, чем объявлений о покупке. Возможно, это можно объяснить тем, что у людей, которые планируют приобрести лошадь, часто сформирован четкий перечень ее свойств и характеристик: пол, возраст, промеры, масть, порода. Таким покупателям удобнее просматривать каталоги, опубликованные на сайтах российских конных заводах.

Получить подробную и актуальную информацию о лошадях советской тяжеловозной и русской рысистой пород «из первых рук» можно, к примеру, на официальном сайте ОАО «Агроплемконезавод «Перевозский» – konzavodperevoz.ru. Хотя активная работа по обновлению сайта началась сравнительно недавно, посетители данного Интернет-ресурса могут найти для себя много новой интересной информации о конном заводе и о лошадях, которые здесь выращиваются, в том числе фото- и видеоматериалы.

Большинство людей, которые разместили в сети объявление, планируют приобрести лошадь для себя. При этом наиболее важными критериями являются: возраст (немолодые лошади считаются более спокойными и более обученными, по сравнению с молодняком), пол (жеребцы, как правило, физически более сильные) и рост (чтобы всадник чувствовал себя комфортно).

Весьма актуален и вопрос цены: люди, которые планируют приобрести лошадь, в основном, выбирают в пределах ценовой категории ниже среднего. Однако они готовы рассмотреть и более дорогие предложения, если речь идет о продаже хорошо обученной лошади, обладающей спокойным и уравновешенным характером.

Некоторые покупатели обращают внимание на масть лошади, но это уже дело вкуса – кому-то нравятся вороные кони, а кто-то всю жизнь мечтал о серых «в яблоках». Для многих покупателей важно приобрести породистую лошадь не только из-за соображений моды и престижа. Каждая порода лошадей создавалась для решения конкретных задач, и зачастую именно породистость является гарантией возможности развития у лошади набора определенных качеств.

Сами по себе данные свойства у лошади не разовьются. Лошадки, так же как и люди, нуждаются в обучении. Поэтому специалисты ОАО «Агроплемконезавода «Перевозский» разработали для каждой из лошадей советской тяжеловозной, русской рысистой и русской верховой пород свой график тренировок.

Обязательная составляющая тренировки рысаков – обучение верховой езде, поскольку чаще всего таких лошадей покупают для участия в соревнованиях, для верховых прогулок и для обучения детей в конно-спортивных школах.

Особое внимание уделяется питанию лошадей: животных необходимо обеспечить всеми необходимыми витаминами и минеральными веществами. Поэтому в рацион лошадок, которые находятся в конюшнях АПКЗ «Перевозский» были включены отруби и морковь. Результат, что называется, налицо: стоит только посмотреть, как весело и жизнерадостно резвятся молодые лошадки русской рысистой и советской тяжеловозной пород, чтобы убедиться, что меню выбрано правильно.

На Перевозском конном заводе постоянно проводится оценка соответствия той или иной лошади требованиям потребителя. Исходя из результатов этой оценки, возможны корректировки системы питания и тренировки лошади.

К участию в подобных исследованиях приглашаются и именитые эксперты. Например, специалисты Российского аграрного университета им. К.А. Тимирязева (Москва) в октябре 2012 года провели бонитировку коней и лошадей советской тяжеловозной породы, находящихся в конюшнях АПКЗ «Перевозский». По итогам бонитировки подтвердилась принадлежность 4 жеребцов-производителей и 53 кобыл к элитному классу. А ближе к концу года на конном заводе была организована бонитировка лошадей русской рысистой породы. Подробную информацию о лошадях можно посмотреть на сайте конезавода в разделах «Лошади на продажу» и «Полезная информация».

Бонитировка – определение племенной ценности и назначения лошадей на основании комплексной оценки, которая проводится по нескольким параметрам. Данные параметры указаны в специальной инструкции, разработанной для каждой породы лошадей. По итогам бонитировки лошадям присваивают один из трех классов: элитный – лучшие в породе лошади, полностью соответствующие всем требованиям, предъявляемым к породе, I класс – лошади, в основном, соответствующие требованиям; II класс – остальные лошади, имеющие племенное значение.

Сейчас в Интернете можно найти предложения о продаже лошадей разного пола, возраста, породы. К примеру, на сайте АПКЗ «Перевозский» выставлено на продажу 57 рысаков и 17 тяжеловозов (в разделе «Лошади на продажу / Список лошадей на продажу»). Среди них есть и молодняк 2011 и 2012 года рождения, и уже немолодые лошади, ведь сейчас на рынке востребованы лошади любого возраста. Молодняк часто приобретают для улучшения породы, лошадок постарше, которые уже обучены верховой езде или хождению под хомутом – для личных нужд, лошадей старше 10 лет, обладающие спокойным характером – для школ конного спорта.

Эксперты советуют перед покупкой лошади внимательно ее осмотреть, чтобы окончательно убедиться в том, что она полностью соответствует всем требованиям покупателя. При осмотре оцениваются, в том числе, внешний вид лошади, ее характер и степень обученности полезным навыкам. Чтобы выбрать наиболее подходящий для покупателя вариант, стоит обратиться за помощью к профессионалам – ветеринару и наезднику. И, конечно же, проконсультироваться со специалистами конного завода, которые знают об особенностях каждой лошади и могут посоветовать, какая именно лошадь более всего подходит тому или иному покупателю.

Алена Красильникова

Статья опубликована в №3 (489) газеты «Для будущего»