Киноистории с продолжением

Первая глава «Лошадиных историй»

«Меньше чем через месяц наступит новый, 2014 год, год Лошади», – так начал ведущий программы «Объективно. События недели» цикл специальных телевизионных репортажей «Лошадиные истории», посвященный особенностям ведения коннозаводческого бизнеса в России в целом и в Нижегородской области в частности.

Корреспондент ННТВ Варвара Ермакова начала путешествие по конным заводам с Перевозского района. История расположенного неподалеку от районного центра Перевозского конного завода весьма драматична. Он был образован после революции 1917 года на базе частной конюшни братьев Ладонежских. В 30-е годы было принято решение о расформировании конезавода. На прежнем месте конный завод был восстановлен лишь в 1944 году. В тяжелые военные годы разведение лошадей не было основной специальностью предприятия: помимо 44 племенных кобыл и 26 рабочих лошадей на конезаводе держали коров; труженики предприятия выращивали зерно и картофель.

За 60 лет завод сменил несколько хозяев. Вносились корректировки и в специализацию завода: с 1952 года помимо лошадей русской рысистой породы на конезаводе начали выращивать советских тяжеловозов. Сейчас в конюшнях Перевозского конного завода находится 160 лошадей советской тяжеловозной, верховой и русской рысистой пород.

«Коневодство – бизнес, который существует не ради прибыли, а ради любви к лошадям», – констатирует ведущий программы «Объективно». Приходится российским конным заводам, помимо выращивания лошадей, искать другие возможные источники дохода. Перевозский конный завод – не исключение. Так, при конезаводе организована Школа конного спорта. Учеников здесь немного – всего 10 человек. Варвара Ермакова пообщалась с одной из учащихся Школы конного спорта, Надеждой Кучумовой. Надежда посещает занятия Школы четвертый год. По ее словам, общение с лошадьми, поездки верхом и тренировки стали неотъемлемой частью ее жизни.

Сотрудники Перевозского конного завода говорят, что если бы все наши соотечественники любили лошадей так, как Надежда, за будущее отечественных конезаводов можно было бы не беспокоиться.

Хотя и сейчас желающих познакомиться поближе с добродушными и симпатичными советскими тяжеловозами немало. Экскурсии на Перевозский конный завод пользуются популярностью. Лошадям конного завода довелось принимать участие в съемках документального фильма нижегородского режиссера Альберта Мордашина, который получил премию «Теффи» в 2006 году, и в съемках фильма известного режиссера Никиты Михалкова «Солнечный удар».

«Лошадиные силы»

16 декабря Перевозский конный завод вновь принимал гостей. Здесь проходили съемки информационного сюжета для программы «Вести – Приволжье». Съемочной группе были продемонстрированы самые лучшие представители советской тяжеловозной породы, в том числе жеребец Эрмитаж, который по итогам выставки «Иппосфера-2013» был признан абсолютным чемпионом среди тяжеловозных пород.

«Советские лошади покорили весь мир благодаря своей непривередливости, доброте и силе, – комментирует корреспондент телеканала «Россия 1» Анна Барановская. – Сила тяги этих удивительных лошадей достигает 32 т. Груз весом 1 т на расстояние 2 км советские тяжеловозы могут перевезти за 8 минут. А по надоям кобылы советской тяжеловозной породы дадут фору коровам».

По словам зоотехника Перевозского конного завода Елены Трутневой, советские тяжеловозы пользуются спросом у руководителей конных заводов и частных конюшен в Сибири, в Казахстане, в Киргизии. Перевозских лошадок покупают для улучшения местных пород. Е. Трутнева уверена, что у этих уникальных лошадей большие перспективы, в отличие, например, от лошадей, привезенных из стран Западной Европы и Америки. Ведь заморские гостьи весьма требовательны к условиям их содержания.

Анна Барановская обратила внимание, что ранее табуны советских тяжеловозов в Нижегородской области насчитывали тысячи голов. Сейчас и 500 голов не наберется. Лошадей в России выращивать невыгодно.

«Содержание одной лошади обходится в 7 000 рублей в месяц, – обращают внимание сотрудники Перевозского конного завода. – Выручка от продажи лошадей составляет едва ли половину этой суммы. Тем не менее, мы прилагаем все усилия, чтобы сохранить уникальную советскую тяжеловозную породу лошадей».

Так, для советских тяжеловозов был приобретен специальный тренажер – водилка. Ведь покой – это самый страшный враг лошади. Железные кони вытеснили обычных из сельского хозяйства. Поэтому специалисты Перевозского конного завода готовят универсальных лошадей – учат их ездить в упряжи, скакать под седлом и возить сани.

«Советские тяжеловозы очень добрые и умные, – делится впечатлениями наездник Перевозкого конного завода Алексей Пономарев. – Если быть внимательным с лошадьми, они ответят взаимностью и будут делать все, что от них потребуется».

Участники съемочной группы высказали надежду, что в будущем советская тяжеловозная порода, которая в свое время была символом отечественной селекции, будет развиваться, и что 2014 год, год Лошади, будет благоприятным для Перевозского конного завода.

Что сотрудники конного завода нашли на «Поле чудес»?

Декабрь 2013 года оказался для сотрудников Перевозского конного завода очень насыщенным. В минувшие выходные делегация конезавода принимали участие в съемках новогодней программы «Поле чудес».

Перевозская делегация приехала на съемки известной телепрограммы в качестве группы поддержки консультанта Перевозского конезавода Инны Борисовны Цыганок, доцента кафедры коневодства и овцеводства Тимирязевской сельхозакадемии (Москва). Инна Борисовна сотрудничает с Перевозским конным заводом уже больше года, и всегда помогает специалистам предприятия и советом и делом.

На программу «Поле чудес» делегация Перевозского конного завода приехала не с пустыми руками. По традиции, сотрудники предприятия вручили ведущему программы Леониду Якубовичу подарок – символ 2014 года. Будем надеяться, что деревянная лошадь, покрашенная в синий и зеленый цвета, станет для ведущего телепрограммы отличным талисманом, приносящим удачу и благополучие.

Главного приза Инна Борисовна, к сожалению, не получила. Зато во время игры ей выпал сектор «Приз», и она, правильно ответив на вопрос, выиграла путевку в солнечную Грецию. Коллектив Перевозского конного завода поздравляет И.Б. Цыганок с успешным участием в «Поле чудес» и надеется на доброе и плодотворное сотрудничество с ней в будущем.

Алена Красильникова

Статья опубликована в №50 (536)