О перспективах сотрудничества бизнеса и власти

Развитие сельских поселений невозможно без обеспечения их современными объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры. Но, чтобы целиком построить поселок для молодых специалистов, бюджетных средств, как правило, не хватает. А если данный вопрос полностью отдавать на откуп частным компаниям, стоимость жилья будет слишком высокой для такого поселка. Выйти из этой непростой ситуации поможет государственно-частное партнерство.

Под государственно-частным партнерством (ГЧП) понимают долгосрочное сотрудничество бизнеса и власти для решения общественно-значимых задач на взаимовыгодных условиях. Вопросы, связанные с особенностями развития муниципально-частного партнерства в Нижегородской области, обсудили участники выездного заседания Ассоциации представительных органов муниципальных районов и городских округов при Законодательном Собрании. Совещание, которое провел председатель регионального парламента Евгений Лебедев, состоялось 5 марта в Перевозском районе.

Напомним, что Нижегородская область – один из первых субъектов Российской Федерации, где был принят закон «Об участии в государственно-частном партнерстве», а также законодательные акты, устанавливающие четкие правила участия органов власти и бизнеса в реализации совместных проектов.

В настоящее время около 20 районов и городских округов Нижегородской области утвердили положения о муниципально-частном партнерстве. В частности, на основе ГЧП реализуются проекты по созданию мусоросортировочных комплексов с межмуниципальными полигонами твердых бытовых отходов в Городецком и Балахнинском районах, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов в Краснобаковском, Лукояновском и Павловском районах, внедрение системы «Безопасный город».

Что примечательно – наибольшая доля проектов, реализуемых в нашей стране в рамках ГЧП, относятся к сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства и промышленного производства. На долю сельского хозяйства приходится всего 2% от общего количества проектов. Кстати, один из таких проектов реализуется в Перевозском районе – ООО «ФосАгро-Волга», которое депутаты Законодательного Собрания посетили в ходе совещания. Данное предприятие специализируется на производстве и оптовой продаже минеральных удобрений, а также проводит исследования по их применению на различных сельскохозяйственных культурах.

Участники совещания также познакомились с опытом выращивания племенных лошадей в ходе посещения Перевозского конного завода – одного из старейших предприятий Нижегородской области. История коннозаводчества в Перевозе насчитывает 170 лет. На живописных берегах реки Пьяна в частных конюшнях и на государственном конном заводе выращивали русских рысаков, советских тяжеловозов и верховых лошадей. Именно на Перевозском конном заводе удалось сохранить генофонд советской тяжеловозной породы. Специалисты конного завода, сохраняя лучшие достижения своих предшественников, ведут работу по совершенствованию этой уникальной породы, внедряя новые технологии в области воспроизводства лошадей и тренинга молодняка.

Все это гости Перевозского конного завода смогли увидеть собственными глазами. Для них была организована выводка лошадей советской тяжеловозной и русской рысистой пород. Участники совещания были удивлены богатырской статью жеребцов-производителей, красотой и грацией кобыл, общительностью и дружелюбием жеребят советской тяжеловозной породы.

Гостям конного завода были продемонстрированы навыки и умения лошадей Перевозского конного завода. В шоу-программу были включены трюки, от которых просто замирало сердце. Так, одна из лошадей вдруг упала. Все испугались, что ей стало плохо. Но не успели зрители шоу оказать лошади первую медицинскую помощь, как она вдруг встала самостоятельно. Оказывается, такие упражнения входят в программу тренировки лошадей – они должны уметь падать грамотно, чтобы не нанести ущерба ни себе, ни всаднику.

«Чем круче джип, тем дольше бежать в соседнюю деревню за трактором», – говорят в народе. Можно и не за трактором – вытащить авто из осенней грязи сможет советский тяжеловоз. В этом участники совещания убедились, наблюдая за тем, как жеребец советской тяжеловозной породы Эрмитаж везет по территории предприятия автомобиль одного из руководителей конного завода.

От посещения Перевозского конного завода у гостей остались самые приятные воспоминания. Было высказано мнение, что перспективы развития государственно-частного партнерства в Перевозском районе есть. Например, в сфере племенного коневодства. Ведь национальным достоянием могут быть не только памятники архитектуры или произведения искусства, но и выведенные отечественными учеными породы лошадей, в том числе советская тяжеловозная. А сохранить это достояние можно лишь в том случае, если о нем заботятся и государство, и бизнес, и обычные люди, которые не мыслят своей жизни без этих добродушных гигантов.

Для справки.

Среди примеров успешно реализованных проектов государственно-частного партнерства в области сельского хозяйства – крупнейший проект по доставке поверхностных вод для орошения цитрусовых хозяйств в Марокко. В рамках проекта государство и бизнес, в частности, договорились о строительстве и управлении ирригационной сетью, которая направляет воду от плотины, расположенной в 60 милях (96,54 км) от города Гердан к цитрусовым фермерам на расстоянии 600 миль (965,4 км) от нее. Стоимость проекта – около 85 млн. долларов США, из которых Марокканское правительство выделит 50 млн. долларов – половину в виде займа, половину в виде гранта.

Почему бы подобные проекты не реализовать в России?

Алена Красильникова

Статья напечатана в №5 (542) газеты «Для будущего»

Благодарим редакцию газеты «Новый путь» за предоставленные фотографии